Аккизов Якуб Алиевич

Родился в 1942 году. Первый балкарец, ставший профессиональным художником, Членом СХ СССР.

В 1965 г. окончил Дагестанское художественное училище.

Член Союза художников СССР с 1975 г.

Участник отчетных выставок СХ КБАССР, зональных выставок «Советский Юг», всероссийских, всесоюзных и международных выставок.

Работал в технике станковой живописи, рисунка, эстампа; оформил около ста книг, автор многих юбилейных и памятных знаков, герба КБР. Заслуженный художник КБР, лауреат Гос. премии КБР в области ИЗО, член Союза художников СССР, Союза журналистов СССР, участник многочисленных отечественных и зарубежных выставок и форумов. Многократно руководил группами художников на Всесоюзной творческой даче (Сенеж).

Родина и место жизни Аккизова – Кавказские горы, и мировосприятие горца, несомненно, являлось определяющим в его творчестве. Изумительная легкость, естественность соединения самых разных мотивов в его композициях идет от глубоко поэтического характера мышления художника, хорошо развитого ассоциативного подхода к осмыслению жизни. Говорят, чем шире круг ассоциаций, чем неожиданнее – тем талантливее художник. И творчество Аккизова – прекрасный тому пример. Его живопись и графика - это рвущийся поток ассоциаций, едва ли, при всей реалистической основе его искусства, мы найдем у него хоть кусочек воспроизведения классической «натуры».

Одной из первых работ, сделавших имя художника широко известным, явилась совместная с Сиярой Меджидовой работа над серией литографий «По мотивам стихов Кайсына Кулиева» (1974). Созданная, кажется, на одном дыхании, романтически взволнованная, серия хорошо передает поэтический мир Кулиева и в то же время является самостоятельным произведением, имеющим свою внутреннюю жизнь. Эта серия получила свое естественное продолжение через несколько лет (1977). И многие ее листы: «Руки женщины земной», «Раненый камень», «Осенний сон» и др. связаны с поэзией Кулиева скорее духом, настроем, чем конкретным эпизодом, сюжетом…

Но у художников национальных республик есть свои специфические трудности. Увлечение этнографизмом – одна из них. Аккизов избегал этой опасности. Он не интерпретировал народные образы, а органично выражал свои размышления об этом. Это своеобразная попытка прикоснуться, осмыслить тот огромный пласт народной культуры, оставленный в наследство его народом.

Якуб Алиевич обращался к разным темам. Но особое место в его творчестве занимало все, что связано с Чегемским ущельем. Он не увлекался этнографизмом, а умел сочетать национальное с более широким видением мира.

Имя Якуба Аккизова широко известно не только в России и СНГ. Ценители изобразительного искусства дальнего зарубежья узнали о самобытной культуре Кавказа, во многом благодаря его творчеству.

Якуб, по воспоминаниям друзей, был жизнерадостным человеком, любил людей. Он знал, что дни его сочтены и торопился сделать как можно больше, до последнего дня не выпуская кисти из рук.

Ушел из жизни в 1994 году.

Количество просмотров :  5594
сообщить об ошибке

Сообщите об ошибке.

Ваше имя*
Ваш E-mail*
Сообщение*
Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA
Введите слово на картинке*