Батырмурзаев Зайналабид Нухаевич

Родился в 1897 году в селе Яхсай ДАССР, в семье писателя-просветителя Нухая Батырмурзаева. Кумык.

Образование

Сначала учился в Аксайской начальной школе, затем экстерном окончил Хасавюртовское реальное училище.
В 1912 году едет для продолжения образования в Казань, затем в Астрахань, где сближается с местными социал-демократами, участвует в волнениях. Там он сотрудничает в татарской газете «Халкъ» («Народ»), которая впоследствии была запрещена за пропаганду идей социализма.

В 1914 году  Батырмурзаев возвращается на родину.
В 1915-1917 годы работает преподавателем реального училища в Хасавюрте. Здесь он сплачивает вокруг себя передовую молодежь и с ее помощью распространяет социал-демократические идеи среди масс.
Зайналабидин был на редкость способным и разносторонне образованным юношей. В 20-летнем возрасте он стал поэтом, драматургом, публицистом и революционным деятелем.
В 1916 году вместе со своим отцом и другими просветителями он организует в Хасавюрте театрально-литературное общество «Танг Чолпан» («Утренняя звезда»), которое ставило своей целью просвещать трудящихся.
Зайналабидин был зачинателем кумыкской драматургии, но, к сожалению, рукописи его пьес не все найдены. Им написаны пьесы: «Даниялбек», «Наперекор муллам», «В медресе пришел мулла», которые были поставлены участниками кружка и пользова-лись большим успехом.

В 1917 году театрально-литературное общество «Танг Чолпан» издает еженедельный общественно-политический и литературный журнал того же названия. Зайналабидин становится его постоянным редактором и продолжительное время руководителем общественно-политического отдела. Он придавал большое значение печати. «Печатные органы на местных языках особенно необходимы политическим организациям, – писал он, – для распространения своих идей среди народа». Журнал ставил перед собой в основном просветительские цели. В первом номере, вышедшем 20 августа 1917 года, так определяются задачи журнала: «Рассеивать небо, покрытое густыми облаками», ускорить «начинающийся рассвет» в Дагестане. Но публикуемые в нем статьи вышли из рамок этих задач. Поэтому журнал счел нужным указать, что он к тому же будет «прививать» детям любовь к своему отечеству, рассказывать о политических задачах и событиях нашего времени».

В своей статье, помещенной в первом номере журнала, он называет проблему родного языка главнейшей проблемой человеческого общества. Из-за родного языка серб убил австрийского герцога Фердинанда, говорит он, а убийство последнего послужило причиной мировой войны. «Посмотрите, – писал он, – обратите внимание на то, как сознательные нации истекают кровью и жертвуют собою ради своего родного языка». Каждый народ уважает и почитает свой родной язык. Поэтому стремление навязать чужой язык «унижает и задевает его честь».
У нас, кумыков, пишет Зайналабидин, есть свой язык. Но он изгнан из школ и медресе. Если хотим сделать народ сознательным, то мы должны издавать на своем языке книги, газеты, журналы. «Этот путь является путем, освобождающим угнетенные нации. Этот путь сделает нас счастливыми. Если мы будем идти этим путем, то мы выйдем в светлый мир». Открытие школ, издание газет, журналов и книг на родном языке, безусловно, имело большое значение. Но это в условиях царизма ни в коем случае не могло привести горцев ни «к счастью» и ни «в светлый мир».

«Танг Чолпан» поднимал на своих страницах и такие насущные проблемы из жизни Дагестана, как раскрепощение женщины и вовлечение ее в общественно-политическую жизнь.
Одновременно с работой в журнале «Танг Чолпан» Зайналабидин Батырмурзаев становится редактором первой кумыкской большевистской газеты «Ишчи Халкъ» («Рабочий народ»), в которой участвовали известные революционеры Дагестана: У. Буйнакский, М. Дахадаев, С.-С. Казбеков и другие. «Ишчи халкъ» выходила с конца апреля 1918 года по август 1918 год в Темир-Хан-Шуре. Задачей газеты было доводить до широких народных масс идеи и лозунги большевиков и Советской власти, разоблачать клеветнические слухи, распространяемые реакционным мусульманским духовенством и другими врагами трудящихся. Девиз газеты был «Пролетарии всех стран, соединяйтесь»! В первом номере отмечалось, что «газета будет публиковать мате-риалы, отвечающие только интересам рабочих и трудящихся крестьян» и «будет распространять идеи Российской социал-демократической рабочей партии». Анализ имеющихся в Архиве Дагобкома КПСС номеров подтверждает, что газета последовательно и строго придерживалась этой своей линии. Газета стала боевым оружием в руках большевиков в борьбе за утверждение Советской власти.
Зайналабидин в своих статьях показывал, кто является подлинным другом трудящихся, кто, прикидываясь другом народа, думает о сохранении своего богатства и привилегий. Он часто указывал, что богачи пытаются использовать «приверженность горцев к мусульманской религии» для борьбы против русских и Красной Армии, которые являются подлинными защитниками трудящихся мусульман. Вековечными врагами бедноты, писал Зайналабидин, являются помещики, ханы и другие угнетатели, против которых необходимо бороться. На их стороне выступает и верхушка мусульманского духовенства. Зайналабидин разоблачал попытки горской контрреволюции использовать шариат в своих интересах. «Ваши враги знают, – писал он, – что вам дорог шариат. Поэтому все угнетатели, провокаторы прикидываются сторонниками шариата. Они говорят: социалисты не признают шариат... Это ложь. Мы создаем свободу для всех религий. Нельзя щадить провокаторов и разбойников, надо их уничтожать. Да здравствует свобода рабочих и крестьян всего мира! Да здравствует власть рабочих и крестьян Дагестана! Да здравствует Всероссийская Советская Республика!» В сентябре 1918 года Советская власть в Дагестане временно пала. Перестала выходить и газета «Ишчи халкъ».

В феврале 1919 года в селе Кумторкала состоялась первая конференция большевиков Дагестана, на которой обсуждались мероприятия по восстановлению Советской власти в Дагестане. Был избран Дагобком РКП (б). В состав его был избран и  Батырмурзаев. Ему была поручена организация партизанских отрядов в Хасавюртовском округе. Осуществляя это задание, он за короткое время создал Кумыкский военно-революционный комитет и хорошо вооруженный отряд. Действуя в контакте с Дагобкомом РКП (б) и Советом Обороны, Кумыкский Военно-революционный комитет достиг значительных успехов в борьбе с деникинцами. В начале октября 1919 года отряд Батырмурзаева, обосновавшийся в селе Батаюрт, начал наступление на Хасавюрт. Однако 10 октября в неравном бою он потерпел поражение. Деникинские палачи захватили штаб Военно-революционного комитета в Батаюрте и расстреляли его руководителя Батырмурзаева. Так погиб мужественный молодой революционер, верный сын Дагестана, один из замечательных организаторов и руководителей борьбы трудящихся за власть Советов – Зайналабид Нухаевич Батырмурзаев.

Количество просмотров :  29756
сообщить об ошибке

Сообщите об ошибке.

Ваше имя*
Ваш E-mail*
Сообщение*
Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA
Введите слово на картинке*