Билалов Мустафа Исаевич

Родился 4 сентября 1948 года в селе Бабаюрт, ДАССР. Кумык.

Образование

В 1971 году окончил математический факультет Дагестанского государственного университета им. В.И. Ленина. Проходил аспирантскую подготовку и докторантуру Московского государственного педагогического университета.
Служил в армии в 1971 -1973 годы.

Работа

Работал старшим лаборантом, преподавателем, старшим преподавателем, доцентом кафедры философии ДГУ.
С 1985 по 1989 годы - декан по работе с иностранными учащимися ДГУ.
В 1979 году защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата философских наук, в 1991 году - на соискание ученой степени доктора философских наук.
С 1997 году - председатель диссертационного совета по защите кандидатских диссертаций по философским наукам. Под научным руководством М.Билалова стали кандидатами наук 13 аспирантов.
С 1991 по 2002 годы - проректор ДГУ по научной работе и развитию.
С 1997 по 2003 годы заведующий кафедры философии ДГУ, в настоящее время – зав. отделением философии.

Научная деятельность

Редактор 5 научных сборников, автор 10 монографий и учебников, 170 научных статей и методических пособий по вопросам теории познания, философии образования и философии культуры. В том числе монографий:
Истина. Знание. Убеждение. Ростов-на-Дону,1990;
Суфизм и познавательная культура. Махачкала, 2003;
Гносеологические идеи в структуре религиозного сознания. М., изд-во Академия, 2003.
Статьи:
Дж. Локк о соотношении истины и знания // Вестник Московского ун-та. Сер.7. Философия, № 2,1984;
Многообразие форм существования истины и проблема ее интерпретации//Философские науки,№12,1991;Познавательная культура // Глобалистика. Международный междисциплинарный энциклопедический словарь. Москва-Санкт-Петербург-Нью-Йорк,2006;
Восток и Запад в едином образовательном пространстве // Философия образования, №3,2006;
To a parity of true and knowledge or why K.Popper deprives the science of its cognitive content? // European Journal Of Natural History. London, №2, 2007. P. 112-114;
Права человека и права этноса // Онтология и аксиология права. Омск,2007;
Глобализация как фактор иррационализации человеческой деятельности // Человек в современных философских концепциях. Т.4. Волгоград, 2007 и др.
Организатор ряда региональных, всесоюзных, российских и международных научных конференций, член оргкомитетов II, III, IV Российских и участник всемирных философских конгрессов, редколлегий нескольких научных сборников и периодических журналов «Каспийский регион: политика, экономика, культура» (Астрахань),«Вестник Российского философского общества», «Вестник ДГУ» и др. Руководитель и создатель научной школы «Место познавательной культуры в духовной жизни общества», по которой за последние 5 лет опубликовано М.Билаловым 14 статей в журналах, рецензируемых ВАК, 2 монографии, 2 учебных пособия (в соавторстве), вышедшие в Москве и Санкт-Петербурге, 4 статьи в Международном энциклопедическом словаре «Глобалистика». В научной школе работают 4 доктора наук, 8 кандидатов, 12 студентов и аспирантов. За этот период научный коллектив под руководством М.Билалова выполнил 4 научно-исследовательских проекта в форме грантов, в рамках научной школы защищено 11 кандидатских и 2 докторские диссертации.

Научное творчество М.Билалова посвящено проблемам теории истины, по которым защищены кандидатская (1979г. «Проблема определения категории «истина») и докторская (1991 «Многообразие форм существования истины в совокупном познании»). В них и в ряде последующих работ М.Билалов отстаивает внезнаниевое бытие истины, расширяя ее эмпирическое поле за счет бессознательного и неосознанного; им выдвинуты гипотезы о невербальной, довербальной и т.п. формах истины, о бифункциональности ее критерия, что уточняет соотношения истины, знания, убеждения, веры и др. познавательных форм. Предлагает концептуальную схему познания, согласно которой истина представляется как эвентуальное знание, а знание – как обретение истины. Для выявления гносеологического потенциала религиозного, этнического, обыденного и т.п. сознания вводит в научный оборот понятие «познавательная культура». Оригинальным и практически эффективным для анализа современной духовной жизни является методологически значимые выводы ученого о теоретико-познавательном содержании суфизма как традиционного для северокавказских народов направления ислама.

М. Билалов разрабатывает также вопросы философии образования, проблему эффективизации методологической функции гносеологии в педагогике, обосновывая идею соответствия дидактических принципов логике открытия и обоснования истины. Научной новизной обладают его подходы к осмыслению процессов формирования единого образовательного пространства, роли в них западных и восточных культурных и педагогических традиций.
Для осмысления проблем формирования гражданского общества М.Билалов предлагает идею о его региональных моделях и базовых ценностях в условиях глобализации. В ряде статей и монографий он показывает неперспективность классического варианта гражданского общества, принципов западной либеральной демократии для России и Северного Кавказа, обосновывает приемлемость для них ряда тенденций глобализации и формирующегося глобального гражданского общества.
М.И.Билалов имеет поощрения и благодарности по работе, в том числе 2 благодарности Минобразования РФ. За вклад в развитие отечественной философии дважды (в 2005 и 2006 г.) награжден Почетной грамотой Российского философского общества.

Достижения

Председатель Дагестанского отделения Российского философского общества
Член Президиума РФО
Член Координационного центра при Президенте РД по проблемам формирования гражданского общества
Член Совета по науке Министерства образования и науки РД
Заслуженный деятель науки РД (1996 г.)
Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации (2001 г.).

Количество просмотров :  25595
сообщить об ошибке

Сообщите об ошибке.

Ваше имя*
Ваш E-mail*
Сообщение*
Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA
Введите слово на картинке*