Даидбеков Адильгерей Абдулкадырович

Родился 17 июля 1873 года в городе Темир-Хан-Шура (ныне Буйнакск). Кумык. Отец – Абдулкадыр Даидбеков, потомственный узден Дагестана (дворянин), гвардейский офицер, состоял военным перводчиком при генерал-губернаторе Дагестана. Мать – Хаписат Коркмасова.

В 1888 году по окончании Темир-Хан-Шуринского реального училища поступил в Рижский политехнический институт. Со второго курса обучения переехал в Москву, где продолжил обучение в Императорском техническом училище (ныне Университет им. Н.Э.Баумана). По его окончании (с золотой медалью) в 1899 году приказом министра путей сообщения был определен на службу в Кавказский округ.

После нескольких лет работы по проектированию дорог и мостов в Северной Осетии инженер 8 класса, титулярный советник, инженер-технолог Даидбеков в 1905 году принимает 1-ю дистанцию в Дагестане. В 1910 году за выслугу лет произведен в положение асессора и награжден Орденом Св.Станислава 3-й степени. В 1912 году за успехи в работе Даидбеков произведен в надворные советники и награжден Орденом Св.Анны 3-й степени.

Участник (делегат от Дагестана) Первого съезда Объединенных горцев Северного Кавказа и Дагестана в мае 1917 года (Владикавказ). До мая 1919 года – министр транспорта демократического Горского правительства. В 1920-1921 годы – заведующий отделом путей сообщения Дагестана. Ревкома ДССР. Член технического комитета при Дагесктанском ЭКОСО (экономическом совете), заведующий промышленным управлением Дагестанского Союза, хозяйственного отдела ДСНХ при Совете народных комиссаров ДССР.

Вместе с видными инженерами Дагестана В. Эмировым, З. Темирхановым, Эфендиевым, Ахундовым и другими – один из активнейших сторонников и помощников председателя СНК и ЭКОСО ДССР Джелала Коркмасова в осуществлении грандиозных мелиоративных и землеустроительных работ в Дагестане, строительстве знаменитого канала имени Октябрьской революции (1921-1923 гг.).

С 1925 по 1927 годы Даидбеков – начальник дагестанского отдела местного транспорта, затем дорожно-коммунального отдела НКВД ДССР, а также ведущий специалист Дагестанского научно-исследовательского института, член Республиканского Совета обследования и изучения Дагестана, председатель Комитета государственных сооружений.

Автор ряда работ по проблемам развития дорожного строительства в Республике, (журнал «Плановое хозяйство Дагестана», 20-е годы). На основании обобщенного опыта строительства дорог в Дагестане Даидбеков написал труд, по неустановленным причинам не изданный (рукопись сохранилась). Под непосредственным руководством Даидбекова осуществлено строительство и ремонт многих дорожных объектов; Касумкентского и Микрахского моста, железный мост на дороге Ашильта-Гимры, часть проложенной Араканской дороги (1925-1927 годы).

В 1932 году по необоснованному обвинению он был репрессирован и отправлен в ссылку в Новосибирск. Сначала рабочий, затем инженер-инспектор по дорожному и жилищному строительству, затем инженер по транспорту безрельсовых и рельсовых дорог завода горного оборудования «Сибмашстрой».

Досрочно освобожден в 1934 году за добросовестный труд. В Дагестан Даидбеков не вернулся, вместе с семьей поселился в Баку. С марта 1934 года работал в Азглавстрое. По приглашению руководства Союза шоссейно-дорожного строительства Азербайджанской ССР преподавал «Дорожное дело» на курсах рабочих-стахановцев. Программа, разработанная им специально для этих курсов была одобрена и утверждена в Москве.

После окончания Великой Отечественной войны работал инженером производственного отдела главного дорожного управления при Совете народных комиссаров Азербайджанской ССР. В 1946 году награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годы», удостоен звания «Почетный дорожник».

Ушел из жизни в 1947 году.

Источник: «Кумыкский мир»

Количество просмотров :  25536
сообщить об ошибке

Сообщите об ошибке.

Ваше имя*
Ваш E-mail*
Сообщение*
Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA
Введите слово на картинке*