Дакиев Магомед Ахмедович

Родился Магомед Дакиев в селении Сурхахи Чечено-Ингушской АССР в 1934 году. Вместе со всем народом 10-летний мальчишка был депортирован в далекий Казахстан. Здесь он окончил школу, пережил со всеми тяжёлые испытания в ссылке и в 1958 году, когда по отношению к депортированным народам наступила оттепель, смог исполнить свою мечту, стать кинорежиссёром и поступил в Ленинградский институт театра, музыки и кино. С ним учились известные деятели культуры России и Ингушетии Суламбек Мамилов, Магомед Цицкиев и Суламбек Катиев. Их было всего четыре ингуша в группе из 17 человек. Будущие кинематографисты были полны желания через искусство рассказать и показать всему миру прекрасный образ своего народа с древней историей, героическими страницами и вековыми традициями. Именно тогда появилась идея создать ингушскую труппу в составе Чечено-Ингушского театра, которую удалось воплотить лишь в 1978 году, когда из Ленинграда в Грозный приехали выпускники, окончившие студию выдающегося актера Василия Меркурьева.

После окончания Ленинградского института театра музыки и кино в 1962 году Магомед Ахметович вернулся на родину, чтобы работать в родной республике во блага народа. Но его кинематографическая судьба сложилась иначе. Вот как он об этом рассказывал в одном из своих интервью: «Сразу после окончания института я вернулся в город Грозный и пошёл на прием к министру культуры Чечено-Ингушетии Вахе Тотаеву. Он сказал мне, что в республиканском театре все постановки будут исключительно на чеченском языке, и мне, если я хочу там работать, нужно настраиваться только на самые низшие третьестепенные роли. Организация спектаклей на ингушском языке тогда даже не рассматривалась. Потом я обратился на местное телевидение, где предложил себя в качестве оператора. Меня взяли на работу, но спустя две недели, по звонку того же министра Тотаева, уволили. Попытался устроиться в городе Орджоникидзе Северной Осетии, но и там получил отказ. Так, через два года мытарств я поехал в Москву и обратился к заместителю министра СССР по культуре Василию Стриганову. Эта встреча стала для меня судьбоносной. Высокопоставленный чиновник выслушал меня и позвонил Тотаеву, пристыдив его за проявленное ко мне отношение. Сам же предложил мне несколько вариантов, среди них работа на «Казахфильме», куда я не хотел возвращаться, в места недавней ссылки, и работа на «Ленфильме». Так через несколько дней в 1964 году я вышел на работу в кинопроизводство «Ленфильм».

В 1965 году Магомед Дакиев переходит работать в открывшуюся в Москве «Экспериментальную творческую студию» Владимира Познера, отца ныне известного телеведущего Владимира Познера. Там он работал с такими известными режиссёрами, как Григорий Чухрай, Владимир Мотыль и Георгий Данелия. Студия имела большой успех. Фильмы стали выходить рейтинговые и качественные, разумеется, повысились и оклады сотрудников, что вызывало недовольство чиновников и с формулировкой — «как противоречащую духу советского кино» студию закрыли. Дакиев вернулся в «Ленфильм».

В 1969 году начались съёмки полюбившегося зрителям фильма «Белое солнце пустыни» режиссёра Владимира Мотыля, где Магомед был вторым режиссёром. Фильм снимали в Дагестане на берегу Каспийского моря.

Кроме художественных фильмов, в фильмотеке режиссёра более 130 документальных фильмов.

Но помимо своей основной работы Магомед Ахметович серьёзно занимался поисковой работой по истории ингушского народа.

Количество просмотров :  479
сообщить об ошибке

Сообщите об ошибке.

Ваше имя*
Ваш E-mail*
Сообщение*
Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA
Введите слово на картинке*