Имам Шамиль

Родился 26 июня  1797 года в селе Гимры общества Хиндалал Аварии (ныне Унцукульский район Дагестана). Аварец.

Шамиль — сын аварского узденя кузнеца Денгав-Магомеда и дочери аварского бека Пир-Будаха Баху-Меседы.

Мальчику в честь деда дали имя Али. Ребёнком он был худ, слаб и часто болел. По народному поверью горцев в подобных случаях предписывалось переименовать ребёнка. Ему решили дать имя «Шамиль» в честь дяди, брата его матери. Маленький Шамиль начал поправляться и впоследствии сделался крепким, здоровым юношей, изумлявшим всех своей силой.

Гимринские старики рассказывали, что Шамиль в молодости отличался угрюмой наружностью, непреклонной волей, любознательностью, гордостью и властолюбивым нравом. Страстно любил гимнастику, он был необыкновенно силён и отважен. Никто не мог догнать его на бегу. Пристрастился и к фехтованию, кинжал и шашка не выходили из его рук. Летом и зимой, во всякую погоду, он ходил с босыми ногами и с открытой грудью.

Первым учителем Шамиля был друг его детства Адиль-Мухаммад (Гази-Мухаммад), родом из селения Гимры. Серьёзным учением Шамиль занялся с  12 лет в селе Унцукуль, со своим наставником шейхом Джамалуддином Казикумухским.

В 20 лет он окончил курсы грамматики, логики, риторики, арабского языка и начал курсы высшей философии и законоведения.

Проповеди Гази-Мухаммада, первого имама и проповедника «священной войны» — оторвали Шамиля от книг. Новое мусульманское учение Гази-Мухаммада - «Мюридизм», распространялось быстро. «Мюрид» значит ищущий путь к спасению. Мюридизм не отличался от классического ислама ни в обрядах, ни в учении.

Осаждённый вместе с имамом Гази-Мухаммадом в 1832 году войсками под начальством генерала Вельяминова в башне близ родного селения Гимры, Шамиль успел, хотя и страшно израненный, пробиться сквозь ряды осаждающих, тогда как имам Гази-Мухаммад, первым бросившийся в атаку, погиб.

По совету Саида ал-Аракани раненный Шамиль был перевезен в село Тарки, близ города Петровска (ныне Махачкала), на территорию, контролируемую врагом Гази-Мухаммада — шамхалом Тарковским и русскими войсками.

В 1834 году Гамзат-бек сумел взять Хунзах и истребить династию аварских нуцалов. Однако 19 сентября 1834 года Гамзат-бек был убит в Хунзахской мечети заговорщиками, мстившими ему за истребление нуцалов.

Став третьим имамом Чечни и Дагестана, Шамиль 25 лет объединяет горцев Дагестана и Чечни, успешно борясь против количественно превосходивших его российских войск. Менее торопливый, чем Гази-Мухаммад и Гамзат-бек, Шамиль обладал военным талантом, и главное, большими организаторскими способностями, выдержкой, настойчивостью, уменьем выбирать время для удара. Отличаясь твёрдой и непреклонной волей, он умел воодушевлять горцев к самоотверженной борьбе, но и принуждать к повиновению своей власти, которую он распространил и на внутренние дела подвластных общин, последнее для горцев и особенно чеченцев было тяжело и непривычно.

Шамиль соединил под своей властью все общества Западного Дагестана (аваро-андо-цезские джамааты) Чечни. Опираясь на учение ислама о «священной войне» с неверными (газавате), и приложенной к ней борьбе за независимость, он старался объединить разрозненные общины Дагестана и Чечни. Для достижения этой цели, он стремился к упразднению всех порядков и учреждений, основанных на вековых обычаях — адатах.  Основой жизни горцев, как частной, так и общественной, он сделал шариат, то есть основанную на тексте Корана систему исламских предписаний применяемую в мусульманском судопроизводстве. Время Шамиля называлось у горцев «Временем шариата», его падение — «Падением шариата».

В последнее десятилетие своей деятельности Шамиль завёл полки в одну тысячу человек, делившиеся на 2 пятисотенных, 10 сотенных и 100 отрядов по 10 человек, с соответственными командирами. В состав его личной охраны входила группа польских кавалеристов-перебежчиков из русской армии. Самое большое войско Шамиля не превышало 30 тысяч человек.

В 1842—1843 годах Шамиль завёл артиллерию, частью из брошенных или трофейных пушек, частью из приготовленных на собственном его заводе в Ведено, где было отлито около 50 орудий, из которых годных оказалось не более четверти. Порох изготовлялся в Унцукуле, Гунибе и Ведено.

В 1840-х годах Шамиль одержал ряд крупных побед над русскими войсками. Однако в 1850-х годах движение Шамиля пошло на спад. Накануне Крымской войны, Шамиль, в расчёте на помощь Великобритании и Турции, активизировал свои действия, но потерпел неудачу.

В апреле 1859 года пала резиденция Шамиля — аул Ведено. А к середине июня были подавлены последние очаги сопротивления на территории Чечни. Шамиль с мюридами бежал в дагестанский аул Гуниб.
25 августа 1859 года Шамиль вместе с 400 сподвижниками был осаждён в Гунибе и 26 августа (по новому стилю — 7 сентября) сдался в плен на почётных для него условиях. На Западном Кавказе война продолжалась ещё почти пять лет.

15 сентября в Чугуеве происходит первая встреча Шамиля и императора Александра II.
22 сентября Шамиль прибыл в Москву, где на следующий день встречается с генералом Ермоловым.
26 сентября прибыл в Санкт-Петербург, через три дня в Царском Селе он был представлен императрице Марии Александровне.

После приёма в Петербурге императором Александром II Шамилю была отведена для жительства Калуга, куда он прибыл 10 октября. 5 января 1860 года  туда же прибывает его семья.
28 апреля — 1 мая Шамиль встречается со своим бывшим наибом Мухаммад-Амином, который остановился в Калуге по пути в Турцию.

29 июля 1861 года в Царском Селе происходит вторая встреча Шамиля с императором. Шамиль попросил Александра II отпустить его в хадж, но получил отказ.

26 августа 1866 года в парадной зале Калужского губернского дворянского собрания Шамиль, вместе с сыновьями Гази-Мухаммадом и Мухаммадом-Шапи, принёс присягу на верноподданство России.
30 августа 1869 года, Высочайшим указом, Шамиль был возведён в потомственное дворянство.

В 1868 году, зная, что Шамиль уже немолод, и калужский климат не лучшим образом сказывается на его здоровье, император решил выбрать для него более подходящее место, каковым стал Киев, куда Шамиль переехал в ноябре — декабре того же года.

16 февраля 1869 года Александр II разрешил ему выехать в Мекку для паломничества.
12 мая Шамиль с семьёй выехал из Киева. 19 мая — прибыл в Стамбул. 16 ноября — принял участие в открытии навигации на Суэцком канале. 20 ноября — прибыл в Мекку.

В конце марта 1870 года, после совершения хаджа, Шамиль посетил Медину, где и скончался 4 февраля 1871 года. Похоронен в Медине на кладбище аль-Баки.

Количество просмотров :  38760
сообщить об ошибке

Сообщите об ошибке.

Ваше имя*
Ваш E-mail*
Сообщение*
Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA
Введите слово на картинке*