Ялгузидзе Иван Георгиевич

Иван Георгиевич Ялгузидзе родился в 1775 году в селе Залда в Джавском ущелье Южной Осетии. Он происходил из фамилии Габараевых - одной из ветки древнего осетинского рода Алгузата. 

Воспитывался при дворе грузинского царя Ираклия II в Тифлисе, затем мальчиком был отдан в монастырь для обучения грузинской словесности. По другим сведениям, Ялгузидзе в 1798 г. окончил духовную семинарию и получил по тогдашнему времени хорошее образование: знал грузинский язык, литературу и историю, а также русский й осетинский языки. Работал учителем осетинского, грузинского и русского языков в Душетской школе, потом в тифлисской духовной семинарии.

С присоединением Грузии к России Ялгузидзе служил при русском военно-гражданском начальстве в разных должностях, часто выезжал в ущелья Южной и Северной Осетий для разбора жалоб крестьян на князей Мачабели и Эристовых, для «вразумления, успокоения и приведения к присяге осетин». Будучи человеком гуманным, Ялгузидзе сочувствовал крестьянам и в меру своих сил защищал их от грабежа и произвола князей.

Видное место в общественно-культурной жизни Осетии конца XVIII и первой четверти XIX века занимает просветительская деятельность Ялгузидзе. Он впервые создал учебник-букварь на осетинском языке, использовав грузинскую светскую графику, и издал его в 1821 г. в Тбилиси. Ялгузидзе перевел с русского и грузинского на осетинский язык несколько церковных книг. Из них в Москве и Тбилиси издано шесть.

Из поэтических произведений Ялгузидзе до нас дошла только часть большой поэмы «Алгузиани», полное название которой: «Агустиан-Алгузиан-Русиан-Сарагон-Цахилон».

Поэма, состоящая из пяти глав, написана на грузинском языке. Впервые была опубликована в 1885 г. Н. Гамрекели. По свидетельству того же Н. Гамрекели, поэма найдена была священником И. Русиевым в Нузальской часовне. Так как текст, опубликованный Н. Гамрекели, содержал грубые искажения и ошибки, то поэму в 1897 г. вновь издал грузинский историк М. Джанашвили с параллельным подстрочным переводом на русский язык, снабдив ее примечаниями и приложив к ней «Заметку» Л. Лопатинского.

Содержание поэмы «Алгузиани» таково: Алгуз, старший сын греческого кесаря Августа, влюбился в красавицу Эстерь, дочь черкесского царя Кайрана. Но отец Алгуза не дает согласия на брак с девушкой иной веры. Поссорившись с отцом, Алгуз решает похитить любимую и уйти с ней за высокие горы Кавказа. Возмущенный Кайран, вступив в союз с нонским (калмыкским) царем, нападает на Алгуза. В жестокой битве Алгуз одерживает победу и основывает в Черкесии свое государство.

Однажды к нему явился юноша, Аслан Гамрекели, и, рассказав, что его несправедливо преследует амосарский царь Ал-Искантер, попросил приюта и защиты. Царь Ал-Искантер узнает об этом и требует выдать Аслана. Получив отказ, царь Амосарии объявил Алгузу войну. В единоборстве Ал-Искантер погибает. Великодушный Алгуз оставляет царствовать в Амосарии вдову Ал-Искантера, а в помощники назначает своего брата Куртагона. Аслана Гамрекели Алгуз делает князем подвластной ему Горанды. Сам же с большими почестями возвращается в свою страну, где к этому времени у него рождается сын, которого нарекли Цахилон.

Спустя семь лет после этих событий Алгуз решает посетить подвластные ему страны. Всюду ему оказывают большие почести, только Аслан Гамрекели не проявил никакого уважения к своему спасителю и господину. К тому же Алгуз узнает, что Гамрекели жестоко притесняет людей подвластного ему княжества, не почитает и царицу Амосарии, и Куртагона.

Алгуз хочет наказать Аслана, но тот опередил его, подослал наемников, убивших ночью спящего Алгуза.

Тело Алгуза перевезли в его тронный город, Эстерь, не перенеся горя, падает бездыханной. Со всеми царскими почестями их хоронят в одной могиле.

По словам самого поэта, он намеревался рассказать также об «истории и деяниях» сына Алгуза, четырнадцатилетнего Цахилона, но осуществил ли он свое намерение, до сих пор установить не удалось.

В начале поэмы автор обещает быть правдивым и объективным в изображении описываемых событий. Вопреки этому, на протяжении всего произведения он возвеличивает подвиги царя Алгуза, совершаемые им в бесчисленных войнах и поединках.

В поэме «Алгузиани» нет ничего исторического, кроме легенд и преданий о народах Северного Кавказа. Наряду с исторически существовавшими народами поэт вводит вымышленные, однако осетинские народные обряды, заплачки и легенды придают поэме этнографический характер, национальный колорит.

Поэт создал идеальный образ Алгуза - храброго воина, никогда первым не объявляющего войну, но всегда одерживающего иобеду. Он добр, великодушен, рыцарски верен своему слову, вежлив и гуманен даже с побежденньга; ему ненавистны люди, непостоянные ни в дружбе, ни во вражде, в его груди бьется благородное, любящее сердце.

В противоположность Алгузу в поэме выведен тип коварного и вероломного человека, Аслана Гамрекели, который поклялся в преданности Алгузу, а потом предательски убил его.

Из женских образов поэту удалась Эстерь - красивая, нежная и любящая жена Алгуза.

Поэма «Алгузиани» написана 16-сложным руставелиевским стихом. Она была переведена на осетинский язык Н. Ханикаевым с последующей литературной обработкой поэта X. Ардасенова. Впоследствии поэму перевел Георгий Бестаев.

 Иван Ялгузидзе умер в Тифлисе 5 августа 1830 г. во время эпидемии холеры.

 

Количество просмотров :  37296
сообщить об ошибке

Сообщите об ошибке.

Ваше имя*
Ваш E-mail*
Сообщение*
Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA
Введите слово на картинке*