Нахапетов Родион Рафаилович

Родился в городе Пятихатки Днепропетровской области Украинской ССР, во время бомбардировки в развалинах одного из домов, где укрывалась его мать — связная подпольной организации «Родина». Как позднее вспоминал Родион Нахапетов:

«Незадолго до того, как дать мне жизнь, мама получила особое задание: нужно было перейти линию фронта и передать от партизан важные сведения в действующую армию. На этом пути она пережила тяжёлые испытания: была приговорена к смерти, бежала из концлагеря, выполнила порученное, а возвращаясь назад, попала под страшную бомбёжку в городе Пятихатки. Во время этой бомбёжки я и родился. Маме пришлось прикрывать меня подушкой, оберегая от осколков и камней, которые сыпались отовсюду…»

Отец — Рафаил Татевосович Нахапетов — армянин. С матерью Родиона Нахапетова они познакомились в партизанском отряде на Криворожье. После окончания Великой Отечественной войны отец вернулся в Армению, где у него уже была семья. Своего отца Родион Нахапетов до десяти лет считал погибшим на войне.

Мать — Галина Антоновна Прокопенко (1922—1966), украинка, работала учительницей в сельской школе.

Некоторое время у Родиона Нахапетова был отчим — школьный учитель математики, который покинул семью в период, совпавший с началом болезни матери.

После войны Родион жил у бабушки в селе Скалеватка на Криворожье, откуда в 1949 году переехал с матерью в Днепропетровск. Первые годы в Днепропетровске семья снимала угол с кроватью и находилась в сильной материальной нужде. Мать Родиона сначала работала пионервожатой в пионерском лагере, а с сентября 1950 года учителем украинского языка и литературы в средней школе № 34 Днепропетровска.

В 1951 году, у матери в возрасте 29 лет обнаружили туберкулёз, в связи с чем она была госпитализирована, а малолетний Родион Нахапетов, при содействии школы, был отправлен на воспитание в Детский дом в Новомосковске. В 1954 году мать, после выписки из больницы забрала Родиона из Детского дома.

Работая некоторое время воспитателем в лагере для политзаключённых, мать Родиона помогала заключённым, передавая их письма на волю. Весной 1962 года после того, как написала письмо Н.Хрущёву, чтобы он во всём разобрался, за проявленную активность в оказании помощи политзаключённым её определили на лечение в психиатрическую больницу на Игрени. Спустя некоторое время Родиону удалось вызволить её оттуда, но вскоре она умерла от рака, как он считал, спровоцированного уколами. Позже Нахапетов снял об этом случае фильм «Психушка» («Заражение»). По воспоминаниям Нахапетова, работа над сценарием оказала на него чрезвычайно сильное эмоциональное воздействие.

Бедный послевоенный быт и постоянная материальная нужда закалили характер Нахапетова и воспитали стремление во что бы то ни стало вырваться из бедности и стать известным человеком. Будучи уже известным советским актёром, приехав в начале 1970-х в Днепропетровск, Нахапетов на встрече с другом детства сказал, что, вероятно, в этот город больше не вернётся.

Друзья детства вспоминают, что Нахапетов был малообщительным, но покладистым и не драчливым мальчиком. Гулять с друзьями не любил, предпочитая развлечениям игру в шахматы, книги и участие в драмкружке. Страдал аллергией, от которой, вопреки ожиданиям, излечился водой из ничем не примечательного источника в городском парке, поддавшись на уловку друзей, вытянувших его таким образом погулять.

Самым закадычным другом Нахапетова был актёр Женя Безрукавый, окончивший ту же школу № 34. Вслед за ним Родя и подался в Днепропетровское театральное училище, заслужив у дворовых ребят кличку «актюр». Прозвище не расстроило его, а лишь подтолкнуло к решительным действиям, и, не доучившись, в 1960-м он уехал в Москву.

Благодаря уделявшей большое внимание его воспитанию матери, Нахапетов ещё в школе увлёкся научно-фантастической литературой. Занимался в судомодельном кружке, серьёзно увлекался рисованием и музыкой, но по семейным причинам не смог развить эти навыки. Наиболее сильным было увлечение театром, чему способствовали занятия в драматическом кружке при Дворце культуры, где получил первые навыки актёрской игры. Желание Нахапетова стать актёром укрепилось после того, как он побывал на творческой встрече с известными актёрами отечественного кино того времени — Борисом Андреевым, Мариной Ладыниной, Сергеем Бондарчуком.

По окончании школы, в 16 лет, с первой попытки поступил на актёрский факультет ВГИКа (мастерская Юлия Райзмана). В связи с тем, что Райзман в силу занятости в съёмках мало уделял внимания группе, обучением будущего актёра занимался актёр МХАТа — Анатолий Григорьевич Шишков, а также преподаватели Александр Александрович Бендер и Эмилия Кирилловна Кравченко. Родион Нахапетов окончил актёрский факультет ВГИКа в 1965 году.

В 1972 году Родион Нахапетов окончил режиссёрский факультет ВГИКа (мастерская Игоря Таланкина). С 1978 года — актёр и режиссёр киностудии «Мосфильм».

В 1989 году Нахапетов по приглашению уехал работать в США, где затем постоянно жил и работал до 2003 года.

С 2003 года Нахапетов постоянно живёт и работает в России.

Личная жизнь

В первом браке 1976—1991 гг. был женат на советской и российской актрисе театра и кино Вере Глаголевой, с которой он познакомился на съёмках своего фильма «На край света».

От брака с Верой Глаголевой есть две дочери — Анна (14 октября 1978), актриса и балерина, артистка балета Большого театра и Мария (28 июня 1980), окончила художественный факультет ВГИКа.

Во втором браке женат на гражданке США из семьи русских эмигрантов, кино- и телепродюсере Шляпникофф, Наталье Алексеевне.

Двоюродный дед по материнской линии, Игнат Алексеевич Моисеенко, известен как писатель Игнат Простой.

Творческая деятельность

Ещё в институте Нахапетов, проявляя серьёзное и уважительное отношение к учёбе и легко импровизируя, умел добиться максимальной выразительности образа своих героев. К окончанию ВГИКа Родион Нахапетов для защиты диплома уже имел две главные сыгранные роли — инженера Гены в фильме «Живёт такой парень» (1964) режиссёра Василия Шукшина и молодого поэта Коли Терентьева в фильме «Первый снег» (1964) режиссёров Бориса Григорьева и Юрия Швырёва. Тогда же он снялся и в фильме о молодёжи 1960-х «Мне двадцать лет» (другое название — «Застава Ильича») режиссёра Марлена Хуциева.

С первой же кинороли в характере актёра проявились индивидуальность и внутренняя сдержанность и сила. К изучению характера своих героев Родион Нахапетов изначально подходил как зрелый профессиональный актёр. Так, для органичного вливания в образ В.Ленина в дилогии режиссёра Марка Донского «Сердце матери» (1965) и «Верность матери» (1966), в которой сыграл три разновозрастные роли Владимира Ленина — юного, молодого и зрелого, Родион перечитал ряд ленинских статей и книг. Эта работа послужила экзаменом на профессиональную и человеческую зрелость актёра. Творческое сотрудничество с Марком Донским во многом определили отношение Нахапетова к своей профессии, сформировали его как актёра. Известно, что Марк Донской относился к Родиону по-отечески и с большой теплотой.

Популярность и зрительская любовь к Родиону Нахапетову пришла после снятых на киностудии «Узбекфильм» фильмов «Нежность» (1966) и «Влюблённые» (1969) режиссёра Эльёра Ишмухамедова, с которым Нахапетов подружился ещё в институте. В трёх новеллах фильма «Нежность» Нахапетов (Тимур) трогательно, но без слащавости играет неразделённую, внезапно и трагично оборвавшуюся любовь-предчувствие. В последовавшем вскоре фильме «Влюблённые» Родион играет пожарного-взрывника, которого авторы фильма наделили некоторыми биографическими данными самого Родиона Нахапетова и дали ему прежнее имя актёра — Родин. Именно после этих работ за актёром закрепилось амплуа немногословного интеллигентного молодого человека 1960-х годов, в определённом смысле героя своего времени.

За роль разведчика Максима Исаева в фильме «Пароль не нужен» режиссёров Бориса Григорьева и Юрия Швырёва Родиону Нахапетову была присуждена премия Всесоюзного кинофестиваля 1968 года.

В исполнении Родиона Нахапетова зрителям запомнилась роль темпераментного революционера — левого экстремиста Бенедикто из вымышленной латиноамериканской страны в остросюжетном фильме «Это сладкое слово — свобода!» (1972) режиссёра Витаутаса Жалакявичуса. Особую популярность и зрительскую симпатию Родион Нахапетов получил исполнив роль кинооператора Виктора Потоцкого в историко-приключенческой драме Никиты Михалкова «Раба любви» (1976). Несомненной актёрской удачей является роль мужественного морского лётчика, старшего лейтенанта Александра Белоброва в героической киноповести — фильме «Торпедоносцы» (1983) режиссёра Семёна Арановича. За эту работу Нахапетов был удостоен Серебряной медали имени Довженко и Государственной премии СССР.

В 2004 году, спустя тридцать пять лет после выхода фильма «Влюблённые», Родион Нахапетов снова снялся у режиссёра Эльёра Ишмухамедова в фильме «Влюблённые-2», в котором сыграл прежнего своего героя — Родина, постаревшего на двадцать лет.

Режиссёр

Ещё студентом актёрского отделения ВГИКа Родиона Нахапетова приглашал на учёбу в свою режиссёрскую мастерскую Игорь Таланкин. Но, только спустя несколько лет, после работы с Марком Донским над дилогией «Сердце матери» и «Верность матери», будучи уже сложившимся актёром, Родион Нахапетов решил заняться режиссурой. Первыми режиссёрскими пробами Нахапетова стали две учебные короткометражки — «Помнишь?» и «Вино из одуванчиков» (1972). Первая, основанная на личных воспоминаниях картина, о жившем в детском доме мальчике, о становлении характера. Вторая — построенная на музыке экранизация одноимённой повести Рэя Бредбери.

Первой полнометражной режиссёрской работой Нахапетова стал фильм — «С тобой и без тебя» (1973), представленный им на Международном кинофестивале в Сан-Франциско в 1975 году и позднее получивший премию ежегодного смотра фильмов «Фемина» в Бельгии, (1976). Этот фильм — история любви героев Марины Неёловой и Юозаса Будрайтиса на фоне раскулачивания зажиточных хуторян.

Второй фильм Родиона Нахапетова — «На край света…» (1975) занял Большой приз Международного кинофорума «Человек — труд — творчество» в Любляне, (1976). Фильм подвергался многочисленным правкам и трудно выходил на экран, однако имел успех у зрителя. Главную роль в фильме исполнила Вера Глаголева, впоследствии ставшая женой режиссёра.

С первых фильмов главной темой режиссёрских работ Нахапетова стали любовь, борьба с бегом времени, отстаивание надежд или их утрата под давлением обстоятельств. Для исполнения ролей в экранизации пьесы Максима Горького «Враги» Родион Нахапетов собрал целое созвездие талантов: Иннокентия Смоктуновского, Николая Гриценко, Николая Трофимова, Елену Соловей, Марину Неёлову, Регимантаса Адомайтиса, Юозаса Будрайтиса, Веру Глаголеву[6][11].

В 1980 году Нахапетов по повести Бориса Васильева поставил телефильм «Не стреляйте в белых лебедей», получивший приз на Всесоюзном кинофестивале телефильмов в Ереване (1981). Картина повествует о сложных отношениях человека и общества, о любви к природе, гуманизме и справедливости. Как и предыдущие работы, фильм с трудом прошёл цензурные преграды, но на экране имел огромный зрительский успех.. В главных ролях снялись уже известные актёры Станислав Любшин и Нина Русланова. В результате несогласия с тем, что окончательный вариант сценария значительно отличался от повести, Борис Васильев, участвовавший в создании сценария, потребовал снять свою фамилию из титров[6][11]. Музыкальный фильм «О тебе» (1981), с Верой Глаголевой в главной роли, получил приз «Золотая нимфа» на МТФ в Монте-Карло, (1983). Это фильм о наделённой даром не говорить, а петь героине, вступившей в разлад с самой собой из-за компромисса с окружающим миром.

Последним, снятым Нахапетовым в СССР был фильм «На исходе ночи». Несмотря на отсутствие большого зрительского успеха в СССР, фильм был приобретён голливудским мейджором «XX век Фокс» для мирового кинопроката.

В дополнение к основной, режиссёрской работе Р. Нахапетов также пробовал себя и в качестве композитора, написав музыку к двум документальным фильмам.

Количество просмотров :  65155