Рамазанов Курамухаммад-Хаджи

Рамазанов Курамухаммад-хаджи родился в 1956 году в селении Зехида Цунтинского района Дагестана.

Он стал обучаться Исламу с детских лет, начальное образование получил дома: отец обучил его чтению Корана. Затем он решил уехать в Закаталы к учителю – шейху Абдул-Хафизу.

В 1975 году, после окончания школы, узнав, что в Буйнакске функционирует мечеть и ее посещают ученые, которые тайком обучают людей, он отправляется туда. В Буйнакске у Курамухаммада-хаджи не было ни родственников, ни знакомых, лишь маленькая комнатка на втором этаже мечети приютила его. Его друг Мухаммад из Буйнакска рассказывал: «У него в комнате были печка в виде кольца вырезанного из трубы со спиралью и старый чайник. Не было даже ложек и вилок, только чашки и блюдца. Все деньги, которые у него были он давал за хлеб. Так питаясь хлебом и чаем, он начал учиться».

Помимо бытовых неурядиц и поиска людей, которые могли бы его обучать наукам, была и еще одна проблема. Мухаммад из Буйнакска рассказывал: «Имамом мечети был человек по имени Татан-Кади. Периодически его вызывали в КГБ и расспрашивали об учениках, а он в свою очередь отрицал все, говоря, что это дети или внуки сторожа, которые посещают его».

Но все эти проблемы будто для него не существовали. Словно одержимый он только утолял свою жажду познания. Все, что он изучал для него не было просто сухой теорией, а практикой, которую он ежедневно, дотошно и аккуратно воплощал в жизни и которая совершенствовала его нрав.

Высокая нравственность, отрешенность от мирских благ и прекрасные умственные способности позволили ему вскоре овладеть хорошим багажом знаний и это дало возможность молодому Курамухаммаду самому начать давать знания другим. Вскоре с семьей он подыскал себе дом в селении Казанище, которое было одним из духовных центров Дагестана. Его сын Мухаммадариф рассказывал, что вместе с ними в доме жили ученики отца, которые жаждали знаний.

Его учителями были Нурмухаммад из Унцукуля, Али-хаджи сын Сиддика из Аймаки, Мухаммад-хаджи из Асаба и многие другие известные исламские ученые Дагестана.

Каждый раз Курамухаммад-хаджи перед изучением той или иной книги, либо очередным выбором учителя, советовался с шейхом из Батлуха Мухаммадом-афанди, да освятит Аллаха его душу, который жил тогда в Буйнакске.

В Буйнакске у него обучались Мухаммадрасул-хаджи Саадуев, имам центральной мечети Махачкалы и Махди-хаджи Абидов.

Курамухаммад-хаджи посещал ученых по всему Дагестану, терпеливо требуя знаний, хотя время было такое, что и с соседом нельзя было поделиться исламскими знаниями.

Когда в Буйнакске открыли Исламский институт имени Сайфуллы-Кади, Курамухаммада пригласили на работу проректором по учебной части. Затем некоторое время он проработал имамом в Буйнакске.

В 1991 году Курамухаммад совершил хадж, во время которого тяжело заболел. Приехав с хаджа, он сразу же отправился в горы к матери, это был непростой период для Курамухаммад-хаджи, он был очень подавлен болезнью. Тогда устаз из Батлуха сказал ему: «Не спеши умирать, ты еще многих обучишь наукам». Пролечившись, Курамухаммад-хаджи выздоровел и вновь приступил к обучению.

В 1994 году он вместе другими дагестанскими учеными для усовершенствования знаний выехал в Дамаск, где учился в университете «Абу-Нур».

В 1996 году по приглашению муфтия Сайидмухаммада-хаджи Абубакарова, да смилуется над ним Аллах, пришел на работу в канонический отдел Духовного управления мусульман Дагестана, где проработал в качестве заведующего отделом до конца жизни.

Но не это было его основной деятельностью. Курамухаммад-хаджи работал имамом мечети им. имама Шамиля в Махачкале, имамом-хатыбом в Центральной Джума-мечети. В последние два-три года с помощью щедрых мусульман ему удалось построить при своей мечети прекрасное медресе, которое очень быстро приобрело статус одного из лучших в городе.

Он очень серьезно относился к идеологической работе через СМИ, постоянно выступал с проповедями по телевидению, радио и на страницах периодической печати. Он написал несколько десятков книг по различным аспектам Ислама, а также труды, разоблачающие сектантов. Большинство из его трудов не были изданы при его жизни или были изданы только на аварском языке.

Курамухаммад-хаджи уделял огромное внимание обучению основам Ислама, привлечению к изучению наук более способных детей. Он не любил тратить без пользы ни одной минуты жизни. Если он каким-то образом высвобождал время в своем плотном графике, он приходил к Муфтию Дагестана, чтобы узнать, нет ли какой-то важной работы, которую Муфтий мог ему поручить.

Имам Буйнакска, Абдул-Карим-хаджи рассказывал со слов Хабиба-хаджи, что ту работу, которую при жизни делал Курамухаммад-хаджи, сейчас возложили на семерых человек.

Вот так Курамухаммад-хаджи, родившийся в многодетной семье в высокогорном Цунтинском районе, смог своими стараниями и усердием обучиться Исламу, а затем передать свои знания другим.

Выступая на маджлисе, приуроченном завершению работ в мечети им. имама Шамиля, где имамом работал Курамухаммад-хаджи, шейх Саид-афанди из Чиркея сказал, что он доволен ученым настолько, что даже стесняется его.

Курамухаммаду-хаджи было 51, когда он погиб. 26 июля 2007 года в ночь на пятницу Курамухаммад-хаджи и его брат Абдуллах-хаджи возвращались из мечети и их автомобиль был взорван. Они ушли шахидами к своему Создателю. Да смилуется Аллах над всеми павшими за веру и да будет доволен ими.

Количество просмотров :  1480
сообщить об ошибке

Сообщите об ошибке.

Ваше имя*
Ваш E-mail*
Сообщение*
Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA
Введите слово на картинке*