Мусаясул Халилбек

Родился в 1897 году в селе Чох Гунибского района Дагестана, потомок иранских царей Ахменидов. Аварец.
Творческий дар раскрылся в Халилбеке довольно рано: уже в 13 лет он точно знал, что станет художником и не выпускал из рук карандашей и красок. Учась в религиозной школе, а потом в Темир-Хан-Шуринском и Грозненском реальных училищах, он нередко испытывал трудности с творческим самовыражением по причине запрета изображения живых существ. Но недовольство окружающих не волновало художника, он продолжал творить.
После потери отца Халилбек остался на попечении старших братьев.
Понимая, что мальчику необходимо учиться, в 1912 году его отправили в Тифлис, где он поступил в Тифлисское училище изящных искусств — филиал Петербургской академии художеств. Обучение он продолжил в Мюнхенской Королевской академии живописи, где его наставником стал известный художник-баталист Франц Рубо. Вернувшись на Родину, Мусаясул на протяжении четырех лет занимался художественной и просветительской деятельностью в Дагестане. В эти годы он впитывал в себя окружающую и стремительно меняющуюся жизнь дагестанцев, накапливал образы, детали народного быта. Поэтому произведения того периода реалистичны и этнографичны («Старик из Казикумуха», «Курд» , «Чохинка», «Ешар Бек из села Чолахсу», «Портрет молодого человека», «Портрет девочки» , «Портрет горянки», «Портрет пожилой женщины»).
В 1921 году Халилбек через Азербайджан, Грузию и Турцию добрался до Мюнхена, чтобы продолжить прерванную учебу в Королевской академии художеств. После окончания академии он просил разрешения остаться в Германии на двухгодичную стажировку, но получил отказ от Правительства СССР и с тех пор попал в немилость власти. В годы жизни в Европе Халилбек много путешествовал и писал. Особенно его привлекали страны, хотя бы отдаленно напоминавшие родной Дагестан: Испания, Италия, Швейцария. За рубежом его популярность росла, его произведения выставляли в музеях и галереях Парижа, Мадрида, Мюнхена. Тогда же Мусаясул вошел в круг выдающихся прогрессивных художников: Пикассо, Модильяни, Матисс, Рерих и др.
Халилбек встретился с будущей женой Мелани в 1937 году, когда Халил жил в Германии. Женился в 1938-м. Мелани была красивая, статная женщина, высокообразованная, хорошо разбирающаяся в искусстве. Она писала стихи на английском и немецком языках. Ее наследие – более 30 томов. Бракосочетание состоялось в Берлине. Мероприятие проходило в иранском посольстве. Был мавлид. Так было устроено, потому что Халил-Бек, его братья являлись потомками иранских царей Ахменидов. И он никогда не был немецким гражданином, являясь тогда иранским подданным. Во время Второй мировой войны Халил и Мелани предоставляли убежище эмигрантам, и тем, кому удалось выжить в концлагерях.
В 1948 году они переехали в США и поселились в Нью-Йорке. Он очень тосковал по России, по родному Дагестану. Это и послужило причиной его ранней смерти. Халил-Бек умер в 1949 году в возрасте 52 лет. Похоронен в штате Коннектикут, недалеко от города Бетлехема. Сейчас картины Халил-Бека хранятся в известных музеях Германии, Франции, Англии, Турции, Ирана и Америки. Ведь Халил-Бек для европейцев был не просто художником, он являлся прекрасным знатоком истории и этнографии Кавказа.
После смерти Халилбека в 1949 году в США его жена писала:
«Халил был хорошим мусульманином, я была, я надеюсь, хорошей христианкой. И у нас был общий Бог — Бог сострадания и справедливости, и, особенно — красоты. А красота достигается только с помощью чувства родины и равновесия, которым обладал Халил. Он любил красоту, и красота окружала его повсюду».
Живя за границей, он спасал соотечественников из концлагерей во время войны и был лично знаком с Адольфом Гитлером и Лени Рифеншталь, общался с Сергеем Есениным, Алексеем Толстым и Максимом Горьким и «свыше 20 лет на чужбине жил воспоминаниями».
Шах Ирана Мухаммед Риза Пехлеви даровал ему титул и почетный герб дворянина, а Её Высочество Принцесса Египетская Милекки была всем сердцем влюблена в художника.
В Нью-Йоркском Метрополитен музее хранится мраморный слепок рук Халилбека Мусаясула.
Халилбек завещал похоронить себя в родном селе Чох в Дагестане, однако вопрос о перезахоронении детально не рассматривался.