Хараев Феликс Ахмедович

Родился 20 июля 1938 года в г. Нальчике, КБР. генеральный директор ОАО «Каббалкавтотранс», с 1994 года
Кандидат технических наук, доктор философских наук, профессор, академик Российской академии социального образования, Международной кадровой академии.
Закончил Московский автомобильно-дорожный институт в 1961г. по специальности «Эксплуатация автомобильного транспорта», аспирантуру в Институте комплексных транспортных проблем при Госплане СССР, в 1966 г. присуждена ученая степень кандидата технических наук.
Депутат Парламента КБР 1986-1993 года, член Верховного Совета РФ 1990-1993 годы.
Работает в системе автомобильного транспорта более 40 лет, возглавляет ТПО, а затем ОАО «Каббалкавтотранс» с 1968 года.
В рамках «Каббалкавтотранс» было создано 39 транспортных предприятий, станции техобслуживания и других организаций, в которых работало более 10 000 человек.
В 70-х годах в «Каббалкавтотранс» была введена новая система управления, отличающаяся от традиционной развитыми производственными и социальными инфраструктурами.
В составе «Каббалкавтотранс» было создано Проектно-технологическое бюро (ПТБ), которое занималось разработками в области совершенствования транспортной логистики и технического обслуживания. По ряду важнейших показателей среди родственных предприятий «Каббалкавтотранс» занимал ведущее место в РСФСР.
Объединение конструкторского бюро и опытного завода (1250 человек) занималось разработками в области автоматизации управления транспортного движения. Специалистами СКБ была создана и внедрена впервые в СССР система «Нэжан» (система автоматизации транспортной логистики), получившая впоследствии распространение в 70-е годы на всех предприятиях страны. Эта система демонстрировалась на Выставке достижений советской науки и техники в Гаване и высоко оценена специалистами за рубежом.
За изобретения в области автоматизации управления на автотранспорте специалисты «Каббалкавтотранс» и Ф.А.Хараев стали обладателями более 50-ти авторских свидетельств.
За годы работы в «Каббалкавтотранс», помимо развития производства, была создана расширенная социальная инфраструктура: спроектированы и построены десятки жилых домов, ведомственная поликлиника со стационаром, оснащенная новейшим медицинским оборудованием, центры здоровья на всех предприятиях «Каббалкавтотранса», пансионат на термальных источниках, сеть детских учреждений. Для организации ремонтных и строительных работ в «Каббалкавтотранс» были созданы строительно-монтажное управление и кирпичный завод.
Важным приложением творческих сил, постоянного стремления к самообразованию Ф.А. Хараева, стали сфера образования и педагогическая деятельность.
Ф.А.Хараевым, одним из первых в стране, была разработана и внедрена система непрерывного образования. При «Каббалкавтотранс», в качестве системы повышения квалификации и переподготовки кадров были открыты «Школа управления» и Дискуссионный клуб «Катарсис», применялись методы активного обучения: деловые и ролевые игры, др. Для работы в «Школе управления» были привлечены специалисты из Москвы, Санкт-Петербурга, Эстонии и др.
В 1991 году на основании авторской программы Ф.А. Хараева и под непосредственным его руководством было создано подведомственное «Каббалкавтотрансу» учебно-воспитательное объединение «Авторский университет», подразделениями которого стали: сад-школа «Насып», гимназия «Радуга», Детская школа искусств №1, школа культурного наследия, спортивная школа, республиканская юношеская школа, политехнический лицей.
Инновационная программа отражает в себе развиваемые в отечественной педагогике взгляды на процесс обучения и воспитания. Основными характеристиками Авторского университета стали:
♦ ориентация на развитие личности как главную цель учебно-воспитательного процесса;
♦ отказ от репродуктивного характера образования в пользу продуктивного, широко использующего творческий потенциал, заложены и развиваемый в каждом ученике;
♦ расширение образовательного пространства с включением в него как широко развитой инфраструктуры учебных заведений, обеспечивающих непрерывное и многоступенчатое образование, так и взаимосвязи с макросредой, направленные на развитие гражданских качеств личности, ее готовности жить и работать в новых социально-экономических условиях;
♦ комплексный подход к проектированию новой педагогической системы.
Основными критериями эффективности реализации данной программы явилось, прежде всего, степень соответствия результатов воспитания подрастающего поколения в отдельно взятом образовательном пространстве (КБР), специфике природно-климатических условий, потребностям и запросам общества рыночного типа, уровню природосообразной и культуросообразной готовности индивида.
Авторская программа была высоко оценена видными учеными России и одобрена на Всемирном конгрессе по продуктивному обучению в мае 1999 года в Германии, получила премию Сороса.
Помимо перечисленного выше, при его непосредственном участии в республике были созданы:
♦ Фольклорный ансамбль «Бжамий».
♦ Центр по созданию национальных музыкальных инструментов, развитию национальных ремесел.
♦ Хореографический ансамбль братьев Абидовых.
♦ Фольклорный ансамбль «Ашамаз», лауреат многих международных фестивалей.
♦ Здание Фонда культуры КБР.
♦ Базы детского отдыха, пансионаты.
♦ Кабардино-Балкарский институт бизнеса и др.
Ф.А.Хараев является автором книг: «Учиться работать», «Система Нэжан», «Стремящийся разум», «Человек, рыночная экономика, прогресс», «Дух, душа и будущность», «Ахиллесова пята экономической реформы», «Мысли в пути», «Актуальные определения рыночной экономики», «Русь, куда же ты несешься?…», и др.
Награжден медалями «За трудовую доблесть», «Защиты мира», «Имени Л.А. Яковлева» за значительный вклад в соцоальное развитие предприятий транспортно-дорожного комплекса, золотыми и серебряными медалями ВДНХ, орденами «Знак почета», «Трудового красного знамени», «Дружбы народов», «Ахьдз-Апша» за укрепление дружбы между народами Абхазии и Кабардино-Балкарии, дважды «Отличник народного образования РФ», «Отличник здравоохранения СССР», «Заслуженный работник транспорта РФ», Почетными грамотами Верховного Совета КБАССР, Президента Кабардино-Балкарской республики.