Хасбулатов Руслан Имранович

Родился 22 ноября 1942 года в городе Грозном, происходит из чеченского тейпа Харачой.
Во время депортации чеченцев был переселён в Казахскую ССР, в село Полудино Булаевского района Северо-Казахстанской области, где прошли его детство и юность.
В 1962 году отправился в Москву, где в 1965 году окончил юридический факультет МГУ, а в 1970 году окончил аспирантуру экономического факультета этого же университета.
В 1970 году защитил кандидатскую диссертацию, а в 1980 году — докторскую.
С 1978 года преподавал в Российском экономическом университете им. Г. В. Плеханова.
В период перестройки являлся членом научного совета Бюро Совета Министров СССР по социальному развитию, принимал деятельное участие в разработке закона об аренде.
4 марта 1990 года избран народным депутатом РСФСР от Грозненского национально-территориального избирательного округа № 37 Чечено-Ингушской АССР (c 9 января 1993 г. — Чеченской Республики).
В предвыборной программе выступал за единую Россию с широкими правами автономий, за равноправный союз с другими суверенными республиками, за создание демократических структур власти и превращение местных Советов в действительные органы самоуправления с правом местного законотворчества.
С 5 июня 1990 года по 29 октября 1991 года — первый заместитель председателя Верховного Совета РСФСР.
С 10 июля 1991 года — и. о. председателя Верховного Совета РСФСР.
С 29 октября 1991 года — председатель Верховного Совета Российской Федерации.
С сентября 1992 года — Председатель Совета Межпарламентской ассамблеи государств — участников СНГ (был избран на годичный срок).
С 1994 года — заведующий кафедрой мировой экономики в Российском экономическом университете имени Г. В. Плеханова.
Скончался 3 января 2023 года около 19:00 (мск) на 81-м году жизни у себя на даче в посёлке Ольгино Можайского городского округа Подмосковья. 5 января в Грозном прошла церемония прощания с политиком. Похоронен в родовом селе Толстой-Юрт.
Роль в событиях августа-декабря 1991 года:
Сыграл важную роль в провале «августовского путча», хотя, как он заявлял впоследствии, был недоволен проектом нового Союзного договора. Лично написал воззвание «К гражданам России», осуждающее действия ГКЧП. Выступил против ареста своего коллеги, председателя Верховного Совета СССР Анатолия Лукьянова, что по его мнению сыграло роль в распаде СССР. Как утверждает Валентин Варенников, Хасбулатов вместе с генеральным прокурором Валентином Степанковым не хотели объективного судебного процесса по делу ГКЧП.
После августа 1991 деятельность Совета Министров РСФСР была парализована, в такой обстановке Хасбулатов вынужден был превратить Президиум Верховного Совета России в реальное правительство, и он вместе с аппаратом парламента управлял всеми делами республики до формирования «правительства реформаторов».
Во время подписания Беловежского соглашения о создании СНГ и о прекращении существования СССР 8 декабря 1991 года находился с визитом в Южной Корее. Когда Хасбулатов председательствовал на сессии Верховного Совета 12 декабря, он призывал ратифицировать Беловежское соглашение, что и было сделано. Ряд членов Верховного Совета отмечали, что, согласно действовавшей на тот момент Конституции РСФСР для ратификации соглашения необходимо было созвать высший орган государственной власти — Съезд народных депутатов РСФСР, поскольку соглашение затрагивало государственное устройство республики как части Союза ССР и тем самым влекло за собой изменения в российскую конституцию.
В сентябре 1992 года группа народных депутатов РСФСР во главе с Сергеем Бабуриным направила в Конституционный суд Российской Федерации ходатайство о проверке конституционности постановления Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года «О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств». Это обращение так и не было рассмотрено.
В апреле 1992 года Съезд народных депутатов России, несмотря на усилия Ельцина и Хасбулатова, трижды отказался ратифицировать беловежское соглашение и исключить из текста российской конституции упоминание о конституции и законах СССР, что впоследствии стало одной из причин противостояния Съезда с президентом Ельциным и в дальнейшем привело к трагическим событиям октября 1993 года. Конституция СССР и законы СССР продолжали упоминаться в статьях 4 и 102 Конституции Российской Федерации — России (РСФСР) 1978 года вплоть до 25 декабря 1993 года, когда вступила в силу принятая всенародным голосованием Конституция Российской Федерации, которая не содержала упоминания о Конституции и законах Союза ССР.
Для реализации Беловежского соглашения Хасбулатов подписал постановления об упразднении Госбанка СССР, о прекращении полномочий народных депутатов СССР на территории РСФСР, об упразднении судебных органов власти и Прокуратуры СССР. В марте 1992 года Хасбулатов призывал не допустить проведения Vl съезда народных депутатов СССР. Впоследствии он заявил, что развал СССР был субъективным и ошибочным решением и признал свою ответственность за случившееся.
Как вспоминает бывший президент СССР Михаил Горбачёв: «На утро 27 декабря 1991 года было назначено моё интервью японским журналистам. Я решил последний раз провести его в кремлёвском кабинете. Они уже ждали. При подъезде к Кремлю мне по телефону в автомобиль сообщили: „В вашем кабинете с утра сидят Ельцин, Полторанин, Бурбулис, Хасбулатов. Распили бутылку. Гуляют“… Ельцину не терпелось оказаться в президентском кабинете, который посвящённые в кремлёвские дела называли „высотой“. Не дождавшись трёх дней до 30 декабря, он со своей „компанией“ взял „высоту“ досрочно. Устроили победный междусобойчик под виски — те, кто два года спустя стрелял друг в друга при разгроме парламента!»
В 1998 году на заседании комиссии Госдумы признался, что ратификация Беловежского соглашения была только в компетенции Съезда народных депутатов:
Когда вы рассматривали в Думе вопрос о ратификации-нератификации, вы забыли самый существенный элемент: что документ не ратифицирован, повторяю, что юридически, с точки зрения Конституции, это был вопрос Съезда. А то, что принял Верховный Совет, могло иметь всего лишь рекомендательный характер.»
По его словам, Верховный Совет ратифицировал соглашение под давлением, в том числе и военного лобби (советник президента РСФСР по обороне Константин Кобец и министр обороны СССР Евгений Шапошников).
В 2011 году в своих воспоминаниях написал, что Ельцин настаивал на скорейшей ратификации соглашения о создании СНГ, ссылаясь на множество проблем, возникающих из-за неопределённости в этом вопросе.
Роспуск Верховного Совета Чечено-Ингушетии
События 19-21 августа 1991 г. в Москве стали катализатором социально-политического взрыва в Чечено-Ингушетии. Организатором и руководителем массового движения стал Исполком ОКЧН (Общенационального конгресса чеченского народа) во главе с Джохаром Дудаевым.
После провала ГКЧП Исполком ОКЧН и организации национал-радикального толка выступили с требованием отставки Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР и проведения новых выборов. 1-2 сентября 3-я сессия ОКЧН объявила Верховный Совет низложенным и передала всю власть на территории Чечено-Ингушетии Исполкому ОКЧН.
15 сентября 1991 года под руководством прибывшего в Грозный и. о.председателя Верховного Совета РСФСР Руслана Хасбулатова состоялась последняя сессия Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР, принявшая решение о самороспуске. В результате переговоров между Р. Хасбулатовым и лидерами Исполкома ОКЧН в качестве временного органа власти на период до выборов (назначенных на 17 ноября) был сформирован Временный Высший Совет ЧИАССР (ВВС) из 32 депутатов, сокращённый вскоре до 13 депутатов, затем — до 9.
Председателем Временного Высшего Совета республики был избран заместитель председателя Исполкома ОКЧН Хусейн Ахмадов, зам. председателя ВВС — помощник Хасбулатова Юрий Чёрный.
27 октября 1991 г. Исполком ОКЧН провёл выборы Президента и Парламента самопровозглашённой Чеченской Республики (Нохчи-Чо). Президентом был избран председатель Исполкома Джохар Дудаев.
2 ноября Съезд народных депутатов РСФСР под председательством Хасбулатова признал эти выборы незаконными.
В 1990—1991 гг. погашению конфликта в самом его начале препятствовало противостояние союзных и российских властей.
В 1992—1994 гг. на ситуацию в Чечне воспроизводилась история конфликта ветвей власти уже в независимой России; лидер одной из сторон этого конфликта чеченец Р. Хасбулатов рассматривался в тот период как возможная альтернатива Д. Дудаеву.