Алкадарский Хасан-Эфенди

Мирза ал-Хасан-эфенди ибн ‘Абд Аллах ал-Алкадари 1834–1910 годы жизни.

Ал-Хасан ал-Алкадари родился в сел. Балахани Аварского округа (ныне Унцукульский район). Энциклопедист Назир ад-Дургили (ум. 1935) пишет, что во время отбывания своей ссылки в г. Астрахани (Хаджж-Тархан) ал-Хасан ал-Алкадари посетил мазар шайха Махмуда, и мазар шайха, известного как Шайх (аз-заман, букв. «времени»). С ним был в это время и его товарищ, подвижник ал-Хаджжи Рамазан аш-Штули ад-Дагистани.

Пользовался псевдонимом «ал-Мамнун» («Облагодетельствованный»). Работал секретарём Кюринского хана, членом Касумкентского шариатского дивана-суда. При царской власти с 1866 г. состоял в должности на’иба южно-табасаранского участка Кюринского округа в чине сначала подпрапорщика (год присвоения — 1867 г., до 1880 года высшее унтер-офицерское звание в России; условно соответствующая сержантско-старшинскому составу), затем подпоручика (1870 г., обер-офицерский чин, первый офицерский чин, в инфантерии, соответствует званию прапорщика), поручика (1874 г., чин, воинское звание младшего офицерского состава, соответствующее званию старшего лейтенанта).

Знаменитое историческое сочинение ученого ал-Хасана ал-Алкадари «Следы прошлого Дагестана» («Китаб-и Асари Дағыстан». Баку, 1903 г. 225 с.), написанное автором в 1891–1892 годах на тюркском языке, увидело свет в 1-й Бакинской типографии «Ширкәт» [Азербайджанская книга, 1963, с. 43; Историко-литературное, 1988], благодаря спонсорской поддержке миллионера З. Тагиева. Творческое наследие ал- Алкадари плохо изучено. На русский язык переведено только одно его крупное сочинение — «Асар-и Дагистан». Рукописное наследие еще не систематизировано и полностью не выявлено.

Сочинения автора: «Китаб асари Дагистан та’лиф ал-‘алламат Мирза Хасан-афанди б. ал-Хаджж-‘Абд Аллах-афанди ал-Алкадари ад-Дагистани». Петербург, 1312 [1894/95]; «ал-‘Урда ал-махдийа ли-р-равда ан-надийа ли-л-фади-лайн ад-Дагистанийайн»; «Сахиб ал-асл... ‘Абд ал-Латиф-афанди ал-Хузи... ва-л-мухаммас... Мирза Хасан-афанди ал-Алкадари». Петровск [б./г., дозволено цензурой в 1905 г.]; «Джираб ал-Мамнун та’лиф... Хасан-афанди ад-Дагистани ал-Алкадари. Туби‘а би-л-матба‘ а ал-исламийа». Темир-Хан-Шура, 1912; «Диван ал-Мамнун. Ат-Табака ал-ула». Темир-Хан- Шура, 1913.

В семье ал-Хасана ал-Алкадари и его жены Салихат (1843–1908) (была дочерью ‘Абд ал-Гани из сел. Яраг, брак состоялся в 1860 г.) воспитывалось 7 сыновей и 5 дочерей: старший сын от первой жены Эрзи — (Ахмед) Ахмад (1853–1929), (Муслим) Абу Муслим (1861–1911), Хафсат, отданная замуж в 1878/79 г. за касумкентца Аслана, сына Султана — или Афисат (1865–1916), (Убейдуллах) ‘Абд Аллах (1865–1916), (Абдуали) ‘Абд ал-‘Али (1868–1928), ‘Абд ар-Рахман (1869–1892), Зайнаб (1871–1872), Рейханат (1873–1953), ‘Абд ал-Латиф (1871–1935), Абидат (1877–1923), Секинат (1881–1882), ‘Абд ал-Хаким (1883–1888).

Ушел в мир иной ал-Хасан ал-Алкадари 12 сентября 1910 года, в возрасте 76 лет, оставив потомкам бесценные научные труды. Бакинская газета «Сес» («Слово») в некрологе написала: «Покойный известен среди мусульман, как прогрессивный общественный деятель, всю жизнь боровшийся за приобщение мусульман к европейской цивилизации». В завершении, думаю, будет уместно также привести несколько строк из напутственного завещания Алкадари, которые, по сути, и отражают конечную цель и главный смысл жизни мыслителя: «Верю: угнетенный мой народ в один из дней свободен станет, — так напишите на надгробии Мамнуна, — уважь могилу мою».

В память об учёном в 2009 году в сел. Алкадар открылся «Музей Гасана эфенди Алкадари». Музей собирает связанные с ал-Хасан-эфенди ал-Алкадари экспонаты в сёлах и городах: Ахты, Шамхал, Согратль, Гимры, Верхний Яраг, Буйнакск, Махачкала, Дербент. Музей также сотрудничает с научными заведениями, учёными. Работает с переводчиками с целью перевода книг ал-Хасана ал-Алкадари на русский язык.

Количество просмотров :  2609
сообщить об ошибке

Сообщите об ошибке.

Ваше имя*
Ваш E-mail*
Сообщение*
Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA
Введите слово на картинке*