Султан-Мут Эндирейский

Шейх Султан-Мут (1548-1643 гг.)- военно-политический деятель из шамхальского дома на Северо-Восточном Кавказе.
Основатель и правитель Эндиреевского княжества.
Родоначальник кумыкских князей в Засулакской Кумыкии
В период междоусобиц в Тарковском шамхальстве его государство оставалось независимым вплоть до своего расформирования в 1867 году. В источниках Русского государства титуловался как владелец, мирза/мурза и князь.
Говоря о Султан Махмуде Эндиреевском, нельзя не сказать о том, что он внёс большой вклад в распространение и укрепление Ислама на Северо-Восточном Кавказе. Султан-Мут усиленно вводит законоположения Шариата. Он заставляет многих блюстителей местных обычаев признать верховенство божественных законов над местными.
С именем Всевышнего воины под предводительством Султан-Мута отправлялись в бой и побеждали врага. И побед этих на счету Султан-Мута было немало.
Как утверждает В. А. Потто, в 1594 году при отражении похода Хворостинина горцев «вели муллы с поднятыми над головами свитками и с завыванием (пением. – Б. А.) огненных стихов из Корана».
В вышедшем недавно энциклопедическом словаре «Ислам на территории бывшей Российской империи» отмечается роль Султан-Мута в распространении Ислама на территории Чечено-Ингушетии.
По праву чеченцы назвали великого Султан-Мута именем Ших-Мут, то есть шейхом, отмечая его высокий духовный уровень. Чеченский историк С. Умаров пишет об этом в статье «Ислам и война».
Султан-Мут принимал активное участие в распространении Ислама и в Кабарде. Известный турецкий путешественник Эвлия Челеби, описывая одну из крепостей Большой Кабарды, отмечает: «Комендант этой крепости – Мажар Мухаммед-ага… Кадием же назначен Тухтар Хаджи-Али из кумыков. Вместе с ним (кадием) в этой крепости прочно обосновалось 100 кумыкских молодцов-джигитов. Все они мусульмане-единобожцы толка Шафии. Кадий Тухтар у них определяет посты во все времена года… И вот вследствие того, что эти люди являются мусульманами, правоверными единобожцами, они стали истреблять всех своих свиней… Здесь были устроены: баня, соборная мечеть, квартальная мечеть и постоялый двор. Они стали читать книгу с азбукой «Элиф, бэ…». Таким образом, сей край сделался землёй, достойной похвалы, присоединился к странам Ислама».
Благодаря Султан-Муту Эндирей становится духовным, образовательным и политическим центром Северо-Восточного Кавказа. Здесь обучались мутаалимы из Дагестана, Чечни, Ингушетии, Карачая, Адыгеи, а также Поволжья (Татарстан) и других регионов. Достаточно назвать известного кабардинского учёного и просветителя Шору Ногмова, знаменитого на Урале и в Поволжье путешественника Тажеддина Ялгыгулова и других, которых судьба приводила в знаменитый Эндирей.