Османов Магомед-Апенди

Родился в 1840 году в селе Яхсай (Дагестан). Кумык.
Родовитая семья Османовых принадлежала к разряду первостепенных узденей. После разрушения древнего Яхсая в 1825 году генералом А.П.Ермоловым и расселения его жителей на новые места обитания (современные Яхсай, Карасув-отар, Чагар-отар, Хамамат-юрт, Адиль-Янги-юрт, Баба-юрт, Герменчик-отар) большой род Османовых обустроился по оба берега реки Яхсай-сув.
Отец Магомеда – известный в Засулакской Кумыкии религиозный деятель – Умар был женат на сестре известного в Дагестане и на Северном Кавказе ученого-богослова и арабиста, поэта Юсуфа Аксаевского.
Будущий поэт получал начальное духовное образование и воспитание в родной семье.
Учителя его, принадлежа к числу улемов, принимавших живое участие в событиях пятидесятых и шестидесятых годов на Кавказе, были сторонниками антивойны и не сочувствовали стремлениям последователей Шамиля.
Вскормленный родной землей, Османов очень рано понял и выявил доступные его пониманию общественные болезни, наглядные контрасты, которыми была чревата жизнь его отечества. Расстановка классовых сил на его родине, несмотря на новую централизованную систему управления, была еще далеко не ровной. Дагестан, как и весь исламский мир, продолжал во многом принадлежать патриархальным феодальным установлениям. Однако мировоззрение Османова вскоре уже питала не только национальная среда.
Политическое осмысление времени и новая направленность его творчества, его деятельности продолжали формироваться в центре прогрессивной социально-демократической мысли России в Петербурге, в частности в Петербургском университете, где он занимался научно – педагогической деятельностью на протяжении пятнадцати лет с 1866 по 1881 год.
Османов преподавал на Восточном факультете татарский язык с его наречиями и мусульманское законоведение.
Очевидно, что деятельность его как ученного простиралась гораздо шире. В частности, он занимался собиранием и публикацией народного художественного слова кумыков и ногайцев и переводил на татарский язык и его наречия классические образцы литературы народного творчества «Калилу и Димну».
Служба в университете ввела Османова в иной круг. Он работал в тесном общении с выдающимися учеными, которые, в свою очередь, высоко оценили его знания, его заслуги.
Жизнь в Петербурге давала возможность расширить научный кругозор, познакомиться с общественной мыслью не только полиэтнической и поликультурной России, но и Евразии в целом.
Примечательны награды, которых был удостоен Магомед Османов. Среди них Орден Святой Анны второй степени (30 августа 1872 года) и Орден Святого Станислава второй степени (30 августа 1874 года).
16 января 1874 года Османов был произведен в Надворные советники.
24 марта 1879 года за служебные заслуги получил звание Коллежского советника со старшинством
Коллежский советник обязан был участвовать в обсуждении и решении важных вопросов, касающихся общества и его граждан. Так, известно его официальное участие в 1884 году в разделе имущества между наследниками Шамхала Тарковского.
Особую страницу общественной деятельности Коллежского советника Магомеда Османова составляет его роль как одного из учредителей Благотворительного Общества для распространения образования и технических сведений среди горцев Терской области.
Художественно-литературное творчество Магомеда Османова – это «суждения» поэта о политических «институтах», господствующих на его родине.
Сатира Османова вполне может быть названа политической, она направлена против чиновничьей верхушки, ее бюрократии, коррупции. Лица, которые высветил поэтический объектив сатирика, принадлежат к привилегированным слоям общества.
Им осуждается управленческий аппарат, его беззакония, невежество, варварство, продажность духовенства.
В эпоху полнейшего угнетения женщины, ее порабощения и бесправия Османов поднялся на такую ступень, что сумел взглянуть на женщину вопреки установившейся испокон веков традиции, увидел в ней существо, имеющее мысли, чувства, желания, умеющей бороться за себя.
Уже совершенно сложившимся, образованным человеком и писателем Османов возвращается на родину, принеся с собой не только богатство знаний, опыта, мыслей, «заряженный» идеями «природного равенства», мечтавший зажечь светоч разума для своего народа, но более того – понявшим социальное неравенство людей, морально-нравственный антагонизм современного ему общества.
Произведения, характеризующие вершину эволюции писателя, призывают к ликвидации деспотизма, установлению твердого правопорядка и законности. Если прежде он высмеивал представителей государственной власти, теперь он гневно клеймит самое устройство государственного управления, спорит о незащищенности народа перед сильными мира сего.
Османов-художник, как и Османов-идеолог, выступил новатором в родной литературе. Мировоззрение и общественные идеалы поэта вполне отвечали его художественной эстетике.
Он дает реалистическую картину современной ему жизни, обнажает многие вопиющие противоречия времени, воспроизводит бытования разумных сил общества, рисует портреты, образы, типы людей, составляющих социальные группы, носителей той или иной идейной и эстетической программы. Характер его героев многогранен и многолик.
Его произведения впервые в кумыкской литературе заговорили о высоком назначении человека, потенциальных возможностях, обнаруживают себя в «царстве» разумного благоденствия.
Османов создает лиро-эпические формы, поэмы «Гюлкъыз», «Шамхал», «Жалоба аксайцев».
Умер поэт предположительно в 1904 году.